Поломка автомобиля на скоростной трассе стала новой опасностью современных автодорог
В российских «околоавтомобильных» соцсетях обсуждают, какими бы карами небесными наказывать водителей и владельцев техники, сломавшейся прямо на дороге. Причины понятны: в нынешних условиях в крупных городах и на скоростных трассах нет места поломке. Ведь это причина в лучшем случае затора, а в худшем — смертельно опасного ДТП. Однако машины ломаются и будут ломаться: российский автопарк не молодеет. Возможно ли изменить ситуацию и как самому не стать жертвой поломки на трассе — выяснял «МК».
тестовый баннер под заглавное изображение
Вечер рабочего дня, съезд с МКАД на Ленинградское шоссе в сторону Химок. Страшная пробка, в которой застреваешь не меньше чем на полчаса. Подъезжая к месту затора, видишь: одну из двух полос съезда заняла раскорячившаяся на подъеме «Газель» с заглохшим двигателем. Водитель что-то невозмутимо крутит под капотом, аварийка мигает, поток протискивается мимо. И так — довольно часто, в том числе в этом самом месте.
Эта неприятность, однако, может считаться мелочью в сравнении с другим вариантом — на той же МКАД. Вот, например, тоже реальный случай, попавший на видеокамеры и в соцсети в конце августа: едет в четвертом справа ряду «Жигуль» с рабочими-строителями. Неожиданно глохнет — так, что, когда понимаешь, что заглох, к обочине направляться уже поздно. Пока водитель лезет в багажник за аварийным знаком, появляется отвлекшийся от баранки на телефон водитель грузовика.
Удар — и от «четверки» натуральным образом остается котлета. Слава богу, строители вроде бы живы. Ну а затор — бесплатным приложением, само собой разумеется.
«Водитель неспешно что-то там возится и может простоять так долго. И час, и два. Пока все из-за него мучаются, — пишет в своем блоге главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Не пора ли за это жестко штрафовать? Чтобы сначала убирали свою рухлядь с дороги, а уже потом гаечные ключи доставали».
Пишет, подчеркнем, опытный автомобилист и знаток автомобильной культуры. Находя одобрение у своих читателей — хотя бы в соцсетях. Подобную позицию разделяют и многие другие автоэксперты: техническое состояние автомобиля это ответственность владельца (водителя). Автохламу не место на дорогах общего пользования. Не можешь содержать — утилизируй. И так далее.
Вот только эти «правила игры» достаточно новые, еще недавно о таких жестких требованиях к автомобилистам речи совсем не шло. Напротив: в стандарт организации дорожного движения входило наличие на дорогах обочин и других укромных уголков, где при нужде можно остановиться и провести мелкий ремонт.
Например, безопасно для себя и других заменить колесо. Или — в жару — дать «закипевшему» автомобилю остыть и долить воды или антифриза в систему охлаждения.
— Правила поменялись по простой причине: сравните, например, «ГАЗ-53» полувековой давности или даже «Москвич-412» с современными аналогами, — поясняет владелец автосервиса в Подмосковье Сурен Баблоян. — Надежность механизмов совершенно другая. Поэтому действительно можно так сказать, что сломавшаяся в пути машина прежде всего небрежность хозяина, а не неполадка агрегата.
Пожалуй, это было почти так и в позапрошлом десятилетии, по крайней мере в Москве. Автор этих строк, тогда ездивший по столице за рулем новых «Жигулей» или весьма почтенного возраста иномарок, не раз сталкивался с необходимостью срочно встать на дороге и что-то отремонтировать (или просто бросить машину, чтобы поехать за запчастями). Но, пожалуй, лишь один раз такая ситуация была обусловлена ненадежностью автомобиля: «полетели» щетки генератора на вазовской продукции. Все остальные мини-ЧП на дорогах происходили в моей жизни именно по небрежности. Не проследил за состоянием шлангов системы охлаждения. «Обсох», пытаясь дотянуть до дома, не заезжая на заправку. «Упустил» уровень масла. В итоге — стоим, загораем: благо тогда право на такую ошибку в виде обочин и разрешенной почти везде парковки было.
Тогда — да. А сейчас такого права по новым ГОСТам для дорожного движения не предусмотрено.
Проблема коснулась среди прочего и автомагистралей: достаточно сравнить широченные полосы с просторной обочиной и разделительным газоном на трассе М2 «Крым» (советской еще постройки) с новейшими М11 и М12, сделанными по современным международным лекалам. Читай — в расчете, что автомобили, которые содержишь должным образом, не ломаются. На новых трассах обочин, достаточных для стоянки, обычно нет. Их вроде бы заменяет экипаж дорожного патруля, который должен приехать и эвакуировать сломавшегося; ну да, это намного дешевле, чем забетонировать лишний метр по всей длине автострады.
А в городе обустройство улично-дорожной сети по современным ГОСТам тоже часто не предусматривает легального места для остановки. «Я не рискую ездить по Москве вне клубных мероприятий, — подтверждает «МК» один из коллекционеров старинных автомобилей. — Случиться на ходу может что угодно, машина старая; а стоять как дурак в полосе и ждать, пока кто-то въедет в меня, не хочу».
Впрочем, если не брать действительно коллекционные машины старше 30 лет (особенно отечественного производства), содержать автомобиль в «неломающемся» состоянии — дело, в сущности, выполнимое, говорит специалист по подбору и обслуживанию б/у автотехники Алексей Островский. «Разобьем эту задачу на три более мелкие, — поясняет эксперт. — Нужно, чтобы автомобиль не заглох, сохранил возможность ехать, поворачивать, тормозить; и обеспечить надежность электрики».
Чтобы достигнуть цели не заглохнуть, двигатель и его периферию следует проверить полностью: масло, охлаждающая жидкость, система питания. Особое внимание трубопроводам и насосам. Ходовая часть также должна быть осмотрена и обслужена по регламенту — от шин до тормозных механизмов. «Сложнее всего — особенно в машинах премиум-класса выпуска 90-х и 2000-х годов — обеспечить бесперебойную работу электрики, тут даже при идеальном в остальном состоянии могут проявляться «блуждающие» неисправности», — говорит эксперт.
Ну а если «не дай бог что» все-таки произошло, рецепт очевиден: по возможности немедленно эвакуировать машину к правому краю проезжей части. А после остановки вывести за пределы дороги всех пассажиров и выйти самому. Машина — это все-таки только железо, а вот здоровье не починишь.
Источник: www.mk.ru