Положение японцев, корейцев и французов ухудшается, немцы наступают — в начале 2025 года на европейском авторынке сложилась довольно любопытная ситуация. В целом продажи падают, у лидера в лице Volkswagen AG наблюдаются крупные внутренние проблемы, но концерн продолжает как каток давить конкурентов. Японцы за исключением Toyota, что-то совсем сдулись, а наступления китайцев в принципе не наблюдается.
По результатам января 2025-го европейский авторынок в целом упал на 2%, по наиболее значимым странам снижение продаж составило 2,5−6,2% по сравнению с ситуацией годом ранее. Цифра, в общем-то, совсем не показательная, можно сказать, почти в рамках статистической погрешности. Гораздо интересней сводки с фронта конкурентной борьбы между автогигантами.
Концерн Volkswagen упрочил своё положение, заняв 27% рынка против 25,1% минувшего года. За счёт кого? Прежде всего, очень сильно сдал Stellantis, который вместо 18% продаж теперь имеет всего 15,5%. Провал по Opel-Vauxhall аж 27,7%, по Citroën минус 16,8%, Fiat потерял 20,4%. Как-то всё у них грустно. В чём причины?
Всем уже прекрасно понятно, что попытка создать транснациональный мультибрендовый мегаконцерн провалилась. Особенно с учётом того, что все стороны тянут одеяло в свою сторону. Вроде как все вместе, но де-факто всё равно по-отдельности.
«2024-й стал для компании годом резких контрастов. Выручка составила 156,9 млрд евро, что на 17% меньше, чем в предыдущем году, прибыль упала на 70%, эти результаты не оправдали наш потенциал. Но мы достигли важных стратегических целей. В частности, начали выпуск новых многоэнергетических платформ и продуктов, который продолжится в 2025 году, начали производство аккумуляторов для электромобилей через наши совместные предприятия и запустили партнерство Leapmotor International. Наша компания твердо нацелена как на увеличение доли рынка, так и на улучшение финансовых показателей к 2025 году», — заявил председатель — исполнительный директор Stellantis Джон Элканн.
Если перевести с политкорректного на русский, то почему-то вспоминается пошлый анекдот про поручика Ржевского — «господа гусары, мы в заднице».
Сам Джон Элканн представляет семейный финансово-промышленный клан Аньелли, которому принадлежал (принадлежит?) Fiat. В Stellantis фамилия Аньелли тоже самый крупный акционер, и ведущий по степени влияния. Очень интересная фамилия с весьма неоднозначной репутацией. Достаточно вспомнить историю строительства автозавода в Тольятти — тогда эти итальянцы запросили значительную часть суммы по контракту наличными и потребовали, чтобы в документах данные деньги вообще не фигурировали. Наши были в шоке, но чемоданы с банкнотами таки обеспечили, помогли люди из КГБ.
Умение производить шахермахеры и наличие (недоказанное!) связей с мафией это одно, а вот автобизнес — нечто другое. Прибыль дело наживное, сегодня снизилась, завтра выросла. А вот падение оборота говорит о том, что продукцию концерна стали покупать на 17% меньше. И с данными за январь 2025 года это вполне себе бьётся. Выходит, кризис в Stellantis не преодолён?
Не преодолён. Французы из бывшего-нынешнего PCA — окологосударственной структуры! — проводят свою политику. Аньелли и Fiat — свою. Американцы тоже что-то пытаются сделать, но они в меньшинстве. Кстати, дела у Chrysler в США идут из рук вон плохо, по поводу чего в Штатах назревает что-то вроде национального протеста. По типу «вернём знаменитый бренд Америке, нет коварным европейцам!»
Простые янкесы злы, и есть от чего — «европейские метросексуалы» (на американских автомобильных форумах пишут более прямо) — посягнули на святое. В том числе замыслили самое настоящее святотатство — полностью ликвидировали линейку легендарных моторов V8 HEMI. Дескать, они не экологичны. Продажи Chrysler, Dodge и Jeep стремительно рушатся, а фанаты данных марок негодуют и пишут коллективные петиции в Вашингтон. Дескать, уймите уродов. Может и сработать, тот же Дональд Трамп вроде как горой стоит за отечественных производителей.
«Они ужасно распоряжаются нашими брендами. Я надеюсь, что Джон Элканн поступит правильно — отделит Chrysler Corporation и вернет её в собственность американцев. Бывший гендиректор Stellantis Карлос Тавареса уволил всех американцев, он доил нашу компанию до смерти», — негодует новоизбранный сенатор от штата Огайо Берни Морено.
Для «очищенной от европейцев» компании уже нашли нового руководителя, им может стать Фрэнк Роудс-младший — правнук Уолтера Крайслера, основавшего Chrysler Corporation в 1925 году. В общем, всё весело и непредсказуемо…
Налицо слабое звено, по которому VAG лупит со всей дури. И хотя формально Stellantis на втором месте после Volkswagen Group, разрыв между концернами стремительно растёт. Годом ранее было 254 тысяч машин против 183 тысяч, нынче уже 268 тысяч против 154 тысяч.
По брендам на втором месте после Volkswagen держится Toyota, далее снова германцы — BMW. На четвёртом месте опять VAG с «дочерней» Skoda, на пятое вышел Peugeot. У месье есть минус, но очень маленький, в целом дела идут неплохо. В отличие от всех остальных участников Stellantis. Не исключено, что именно французы начнут «развод», а американцы их поддержат.
Mitsubishi, Mazda, Nissan и Honda в полном ауте, их доли продаж на европейским рынке стали совсем мизерными. А ведь вроде как совсем недавно всё было иначе… Времена меняются. И скорость этих перемен продолжает нарастать.
Судя по всему, уже в этом году на европейском авторынке произойдут ещё более глобальные пертрубации. Транснациональный концерн рухнет и все опять разбегутся по своим национальным норкам. С Fiat всё будет хорошо, насколько это вообще возможно в Италии, а вот Opel, который был продан GM в Stellantis как «чемодан без ручки», скорее всего, не выживет.
Наверное, многие уже забыли, как в 2009 году Сбербанк чуть не купил Opel, в последний момент GM тогда отказался от выгодной сделки. Политика превыше всего, и в Вашингтоне сделку не одобрили. Впрочем, был и экономический аспект — не дать русским пусть и не самые новые, но вполне современные технологии.
Сделать ещё одну попытку? Можно, конечно, но результат предсказуемый. Тогда санкций не было, а на днях тот же Трамп продлил их ещё на год.
Хотя немецкие заводы нам бы не помешали. Если их перенастроить на модели прошлых лет, то это производство будет России вполне по силам. И покупатели оценят. По сравнению продукцией «АвтоВАЗа» вроде как устаревшие Opel Astra Н и Opel Vectra C самый настоящий триумф высоких технологий и дизайна. Главное, к заводу даже на пушечный выстрел нельзя подпускать Максима Соколова, а также чиновником Минпромторга.