Эта черная Волга ГАЗ-3102 на советских и очень непростых номерах вернула меня в детство. Когда-то мимо нашей крохотной съемной дачки в деревне неподалеку от рублевских «совминовских» хором такие машины возили кого-то в параллельную вселенную. Но однажды наши миры пересеклись.
«Ну все, сейчас меня раздавят», – эта мысль промелькнула в голове, когда я услышал звук приближающейся машины. Минутой раньше штанина попала в цепь, и я рухнул с чужого велика. Дорога у нашей дачи делала слепой поворот под прямым углом, и меня угораздило упасть именно на нем. Ни освободить штанину, ни оттащить тяжелый взрослый велосипед мне, восьмилетнему пацану, никак не удавалось. И тут из-за деревьев неспешно выплыла она, та самая черная Волга. Водитель в строгом костюме ловко развернул машину поперек дороги и перекрыл движение, отцепил меня от велика и, отряхнув от пыли и по-отцовски потрепав по голове, выставил на обочину.
Тогда я впервые и заглянул в салон «ноль второй» – машины, получить которую в личное пользование до самого развала Советского Союза нельзя было ни за какие деньги. Может, из-за недоступности она всегда казалась мне такой одновременно красивой и строгой. Хотя на самом деле все, наверное, проще. Ведь объективно стилистам прекрасно удалось вписать свежий дизайн в старую парадигму 24-й Волги. Кузов-то фактически остался тем же, а «ноль вторая» получилась элегантной и гармоничной, без мишуры чрезмерной вычурности, характерной для последующих 3110 и 31105.
Разглядываю этот ранний экземпляр 1983 года и никак не могу понять, что в нем не так. Понятно, что колеса тут от «двадцать четверки»: сначала у 3102 действительно стояли колпаки и диски от прежней модели. Но почему лючок бака не на своем месте? Оказывается, это еще один признак ранних экземпляров, на которых топливный бак ставили между багажником и спинкой заднего дивана. Неужели для запаски нашлось место и она больше не валяется неприкаянной? Открываю крышку бездонного багажника: точно, колесо под полом в персональной нише. Остается недоумевать, почему это решение исчезло. Вероятно, во имя унификации с моделями попроще вернули старую и, прямо скажем, неудачную конструкцию.
Почти одновременно с выходом модели в свободную продажу исчезла и магия, окружавшая ГАЗ-3102 первые десять лет существования. На протяжении 90-х она еще оставалась престижной, но потом время окончательно взяло свое, и самая недоступная Волга потихоньку перешла в разряд пережитков прошлого, пусть и очень красивых. Но как же здорово, что некоторые экземпляры дотянули до наших дней в коллекционном состоянии и готовы напомнить, кто был главным на любой дороге времен заката СССР. Тогда, увидев в зеркале строгий взгляд квадратных фар, каждый автомобилист невольно уступал дорогу. Такого уважения не знала ни одна Волга ни до, ни уже после.
Глубокое обновление кузова 24-й Волги однозначно можно считать успехом. Получилось строго и актуально
ФОРКАМЕРНАЯ ОБСТАНОВКА
Одной из новинок Волги 3102 стал двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. Причем это был уже не первый опыт Горьковского завода с подобными конструкциями. Такое решение пробовали внедрить еще на шестицилиндровых двигателях для ГАЗ-51, но дальше опытных образцов дело не пошло. Кстати, один из таких моторов сейчас можно увидеть в заводском музее ГАЗ.
Двигатель ЗМЗ-4022.10 из экспозиции Музея истории ОАО «ГАЗ», Нижний Новгород. Фото: wikimedia.org
Отличием нового двигателя, получившего индекс ЗМЗ-4022.10, стала необычная головка блока цилиндров. Помимо традиционной камеры сгорания внедрили дополнительную, со своим клапаном и свечой. Появился еще один впуск, переработали выпускную систему, разработали и оригинальный карбюратор К-156.
Редакция благодарит Юрия Свирчева за предоставленный для съемок автомобиль
Технические характеристики ГАЗ-3102 | ||
Кузов | ||
Тип кузова | седан | |
Число дверей/мест | 4/5 | |
Длина/ширина/высота, мм | 4960/1820/1476 | |
Колесная база, мм | 2800 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 1450/1850 кг | |
Объём багажника, л | 500 | |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый, атмосферный | |
Компоновка и расположение | рядный, спереди продольно | |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 | |
Рабочий объём, см³ | 2445 | |
Мощность, л.с./об/мин | 105/4500 | |
Крутящий момент, Н•м/об/мин | 185/2500 | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая | |
Привод | задний | |
Ходовая часть | ||
Подвеска передняя | независимая, шкворневая | |
Подвеска задняя | зависимая, рессорная | |
Тормоза передние | дисковые, вентилируемые | |
Тормоза задние | барабанные | |
Рулевое управление | червячное | |
Размерность шин | 205/70 R16 | |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 150 | |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 16 | |
Расход топлива, город/загород/смешанный, л/100 км | 11,7 | |
Ёмкость топливного бака, л | 70 | |
Дорожный просвет, мм | 156 |