Можно ли купить Ниву и сразу из автосалона отправиться на внедорожные соревнования? Штурмовать броды глубиной по ветровое стекло, причем безо всякой подготовки новой машины? Оказывается, можно. Но не на обычной Ниве, которую под такие подвиги надо хотя бы немного адаптировать, а на Ниве Тайга нижегородского завода Промтех.
Все-таки классическая Нива – удивительный автомобиль. Вставшая на конвейер 5 апреля 1977 года, она остается в производственной программе завода и сейчас. При этом за все годы своей жизни этот первый в мире внедорожник с несущим кузовом претерпел минимум изменений.
Казалось бы, в наше время «умных» электронных автомобилей Нива должна выглядеть абсолютным «живым ископаемым». Однако она до сих пор пользуется устойчивым спросом, занимая восьмую позицию в десятке самых покупаемых моделей. И это несмотря на все хорошо известные недостатки: три двери, не самую удачную эргономику, крохотный багажник, недостаток мощности и момента, высокий расход горючего, воющую трансмиссию и вообще очень высокий уровень шума. Да, Нива остается Нивой, как бы автомобиль ни назывался официально – ВАЗ-2121, Lada 4×4 или Niva Legend, и статус легендарного автомобиля она получила не просто так, а за набор абсолютно объективных достоинств, который заставляет владельцев мириться с не менее объективными недостатками.
Желание улучшить Ниву и повысить ее возможности существовало у владельцев этих автомобилей всегда. А что нужно, к примеру, для серьезного повышения внедорожного потенциала? Установить колеса побольше размером, которые и дорожный просвет увеличат, и плечо обкатки. Но это потянет за собой изменения в подвеске, и, возможно, необходимость подрезать колесные арки и приделать к ним расширители. Не помешает силовой обвес, чтобы контакты кузова с грунтом не приводили к необходимости кузовного ремонта. На серьезном бездорожье не обойтись без лебедки, ну а для преодоления бродов нужен шноркель.
Однако энтузиасты-нивоводы быстро убедились, что Нива активно сопротивляется любым попыткам превратить ее во внедорожного монстрика: слишком уж резко в результате серьезных переделок снижается общая надежность всех агрегатов автомобиля. Ну а введение в 2011 году технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», фактически трактующего любые изменения как «вмешательство в конструкцию», и вовсе перекрыло возможность самостоятельного проведения таких работ. Каждое изменение нужно сертифицировать, а это отнимает и время, и средства, и нервы.
Тест-драйвы / Тест-драйв Мощно: тест-драйв Lada Niva Legend Kub и Prima АСМП На коммерческих автомобилях от завода «ПромТех» мы уже ездили дважды за последние полгода. Сообщение об очередных новинках от этого не стало менее интересным, но больше всего в пресс-релизе… 8136 9 38 05.08.2022
К счастью, выход из создавшегося положения все-таки есть. Если необходимые модификации сделает серьезная компания со всей необходимой инженерной и юридической поддержкой, то такие автомобили можно будет продавать абсолютно легально. Неудивительно, что в игру вступила крупная нижегородская компания Промтех, с 90-х годов занимающаяся постройкой специальных версий серийных автомобилей: автомобилей «Скорой помощи», рефрижераторов, фургонов, автоцистерн, эвакуаторов, транспорта для спецслужб и силовых структур. В ее линейке есть не только немало специальных версий Lada Largus, но и санитарные автомобили на шасси Нивы. Поскольку запрос от частных клиентов на модифицированные Нивы оказался вполне реальным, в Промтехе взялись за работу со всей ответственностью. Результатом стало появление двух моделей на базе Niva Legend: Тайга и Тайга Трофи, c которыми мы и познакомились на Дмитровском автополигоне.
От шин до шноркеля
Обычно рассказ о новой модели принято начинать с внешности, но что можно рассказать об автомобиле, вид которого знаком всем чуть ли не с детства? Хотя есть важные детали, на которые нельзя не обратить внимание.
Во-первых, обе модели Промтеха получили внешний обвес из прочного неокрашенного АБС-пластика: накладку на решетку радиатора с Х-образным рисунком, бамперы и расширители колесных арок. Последние не просто приклеены к кузову, а прикручены серьезными болтами. Кроме того, есть еще и пороги. Впрочем, их функциональность несколько сомнительна: использовать их как упоры под реечный домкрат все-таки нельзя. А вот в бамперах есть прикрытые магнитными крышками гнезда под «клюв» домкрата. Плюс ко всему бампер варианта Тайги с дополнением Трофи оснащен клюзом и площадкой для скрытой установки двухтонной электрической лебедки. Единственное, что мне тут не очень понравилось, так это то, что разъем для подключения пульта управления лебедки находится спереди и закрыт заглушкой. Обычно его размещают в более защищенном месте, например, в подкапотном пространстве.
Еще одно приятное изменение: для того, чтобы открыть дверь багажного отсека стандартной Нивы, нужно было лезть в салон и дергать за рычажок. Но обе версии Тайги оснащены замками задней двери с электроприводом, а кнопка разблокировки замка размещена снаружи, под ручкой двери.
Внутри изменения минимальны. Главное, что салон обтянут не тканью, а влагостойкой искусственной кожей, которую после внедорожных упражнений можно просто помыть.