Автодилеров могут заставить ремонтировать по гарантии оригинальными запчастями
Что делать автодилеру, если по гарантии требуется заменить иномарку, больше не поставляемую на российский рынок? По определению Верховного суда — «родить» такой автомобиль любым способом, потому что от обязательств по гарантии поведение фирм-производителей не освобождает. Можно ли в действительности добиться от дилера «несуществующего» товара и что делать самому автосалону в таких случаях — выяснял «МК».

тестовый баннер под заглавное изображение
До Верховного суда дошел иск жителя Волгограда к местному автодилеру по поводу фургончика «Форд-Транзит», приобретенного, по всей вероятности, до осени 2022 года, когда эта марка покинула российский рынок. Владелец до истечения гарантии обратился к дилеру с рекламацией о неисправностях двигателя, требуя замены транспортного средства.
Однако компания вначале заявила, что счетчик пробега автомобиля «скручен», а затем — уже в ходе судебного разбирательства — сослалась на то, что автомобили этой модели в Россию больше не поставляются. С тем дело и дошло до повторной кассации в Верховном суде, который вынес определение: «Отсутствие на рынке необходимых для исполнения договора товаров не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающим должника от ответственности».
Это разъяснение ВС не означает принуждения автосалона найти «Транзит» где угодно и выполнить гарантийные обязательства. Дело отправлено на новое разбирательство в нижние инстанции — не больше, но и не меньше.
— Ситуация может стать новой схемой потребительского экстремизма на авторынке, — предполагает Илья Сирин, менеджер автосалона, продающего китайские, а до 2024 года — преимущественно японские автомобили. — Как раз сейчас приближается к концу срок трехлетней гарантии, которая была у многих «японцев», поставлявшихся напрямую. Никто не мешает людям прийти — сымитировав фатальный дефект — и потребовать новый автомобиль. Эксперт, который подтвердит заводской брак, может и найтись. Раньше последнее слово было за представительством производителя, но сейчас они для проведения заводской экспертизы недоступны.
Условия гарантии после 2022 года изменились, и дилеры фактически застраховались от такой опасности применительно к автомобилям, проданным в 2023 году и позже, добавил собеседник «МК». Но казус «переходного» 2022-го может стать серьезным препятствием в работе дилеров.
— Говорить о беззащитных дилерах довольно смешно, потому что у них за много лет сформировались вполне убедительные юридические службы с судебной практикой, — поясняет специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. — Это зубастые люди, которые могут отбить почти любую претензию. А в крайнем случае вопрос сведется к денежной компенсации или предоставлению аналогичного автомобиля из современной линейки. В досудебном порядке или в форме мирового соглашения.

Найти «такой же самый» автомобиль для выполнения гарантийных обязательств часто невозможно даже за рубежом (забудем на мгновение о новом утильсборе и, соответственно, расходах салона), говорит собеседник «МК». Модельный ряд за три года ощутимо сменился — в том числе потому, что некоторые модификации, выпускавшиеся в России и для России, нигде больше не производятся. Сменились модельные ряды, поколения.
А вот принудить дилеров ремонтировать автомобиль по гарантии оригинальными запчастями, наверное, можно, оценивает Островский. Эти самые запчасти пусть и втридорога, но можно привезти, а значит, при должной настойчивости можно и принудить дилера к исполнению.
— Требовать ремонта оригинальными запчастями или замены агрегатов на «оригинал» имеет смысл, если речь идет о силовом агрегате, — говорит эксперт. — Двигатель, КПП — все это можно привезти, хотя цены никого не радуют. А замена, если речь о заводском дефекте, конечно, лучше, чем ремонт двигателя или коробки «какими придется» запчастями в незаводских условиях.
Больше новостей из мира автомобилей на Автовзгляд.ру
Источник: www.mk.ru